Законодательство в России и так уже запредельно репрессивное, так что новости из Госдумы почти не воспринимаются. "Какая разница, что теперь могут посадить за то или это, если и так могли посадить за что угодно?". Тем не менее, нужно зафиксировать, что в последние дни депутаты приняли целый вал новых законов, которые еще сильнее изменят жизнь страны.

Так, принят законопроект о переходе экономики в милитаризованный режим. Правительство получит право вводить специальные экономические меры на любых предприятиях, в том числе сверхнормативную работу, работу по ночам, отменять отпуска и так далее. Предприятия фактически обяжут заключать госконтракты для обеспечения оборонных нужд на тех условиях, на которых захочет государство. Это объясняется необходимостью ремонтировать и производить военную технику, но в будущем практика может распространиться и на гражданские сектора.

В Уголовный кодекс вводится сразу несколько новых наказаний. В частности появится новая статья 280(4) "Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства" — за это будут сажать в тюрьму до четырех лет. Начнут более сурово наказывать за разглашение гостайны, к которой в нашей стране можно отнести почти любую информацию, связанной с военными или силовиками. Существенно расширят понятие шпионажа, так что теперь по этой статье можно будет привлечь куда больше людей, и будут сажать за неоднократную демонстрацию экстремистской символики. К которой теперь, напомню, относятся даже значки Facebook и Instagram.

В тюрьму можно будет попасть и за "конфиденциальное сотрудничество" с иностранцами, если оно было направлено против безопасности Российской Федерации. Понятие безопасности может трактоваться чрезвычайно широко, так что под этот закон теоретически подпадает почти любое не санкционированное властью взаимодействие с иностранцами.

Госдума также по сути засекретила сведения о внешней торговле, введя термин "контрсанкционная информация". Распространять информацию о том, какие сделки заключаются для обхода санкций, будет запрещено. Как следствие, общественность будет еще меньше знать о том, на что тратятся ресурсы государства и частных компаний, резко снизится общественный контроль за экономическими процессами. К гостайне теперь могут быть отнесены также размеры золотого запаса и сведения о золотовалютных резервах России. Это объясняют необходимостью уберечь золотовалютный резерв от санкций. Но, по сути, гражданам государства будет запрещено знать, сколько денег осталось у их страны.

Еще одно важное нововведение: Росреестр фактически закрыл сведения о физлицах, владеющих недвижимостью. Теперь для того, чтобы получить информацию о таком человеке, нужно его согласие. Раньше любой гражданин мог узнать, кому принадлежит тот или иной объект недвижимости. На данных Росреестра основывалась львиная доля расследований о недвижимости российских чиновников и их родственников. Теперь, прикрываясь законом о персональных данных, государство прячет эту информацию.

Тем временем Росфинмониторингу разрешили доступ к актам гражданского состояния, так что он сможет контролировать финансы не только тех, кто попал в зону внимания государства, но и их родственников. Это коснется не только подозреваемых в реальных преступлениях, но и оппозиционеров, диссидентов, политических активистов, точнее, членов их семей.

У каждого законопроекта свои формальные обоснования. Но все вместе это говорит о том, что власть рассматривает ужесточение режима не как временную военную меру, а как долгосрочное решение. Скорее всего, даже если война в обозримом будущем прекратится, такое полувоенное положение в России сохранится. Видимо, в Кремле считают, что казармой управлять проще. Понравится ли россиянам жить в казарме — вопрос пока открытый. К моему удивлению (и сожалению), многим действительно нравится.

Дмитрий Колезев

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены