Хотя запрет открепительных удостоверений на нынешние выборы мэра Москвы не распространяется, показательная борьба с ними уже начата. Врио мэра Сергей Собянин фактически приказал сократить количество потенциально "опасных" бумаг уже в этой кампании. Пожелание кандидата тут же исполнил Мосгоризбиркомом. По данным наблюдателей количество открепительных удостоверений на этих выборах по сравнению с прошлыми уменьшится почти в 9 раз.
"Я думаю, это будет исторический минимум открепительных удостоверений в Москве. Их пока 10 тысяч определено Московской городской избирательной комиссией. И это может привести к тому, что члены избирательных комиссий в порядка 3600 избирательных комиссий, наблюдатели, которых будет достаточно много, не смогут все получить эти избирательные удостоверения", - говорит эксперт "Голос" Григорий Мельконьянц. Речь идет даже не об обычных избирателях, а только об организаторах выборов и наблюдателях, подчеркивает он.
Илья Мищенко, координатор группы по обучению проекта "Гражданин наблюдатель", считает цифру искусственно заниженной: "Судя по всему, по ТИКам, то есть по районам Москвы, Новомосковскому и Троицкому округам, было роздано около 7 тысяч открепительных. Если прикинуть, то примерно это получается одно открепительное на тысячу избирателей. Всего одно. Сейчас, если вы придете, на вашем участке будет одно-два открепительных". Наблюдатель уверен, 10 тысяч - это меньше чем "фоновый естественный уровень того, насколько люди перемещаются".
"Москва — это хоть и не огромный Сибирский регион, но все же очень много людей живут в ней не по прописке. Плюс есть члены избирательных комиссий, наблюдатели, которые не на своих участках будут работать. Те же самые сотрудники полиции, МЧСовцы. Есть реальные люди, которым без всякого жульничества нужно открепительное", - объясняет он. Именно у них и будут проблемы с получением нужной бумаги, считает наблюдатель.
Мищенко уверен: на самом деле роль открепительных в плане фальсификаций не столь велика, как ей приписывают. "Открепительное именное и номерное, в нем указан номер паспорта. У них есть, по-крайней мере формально, по чиновничьей бумаге, жесткий учет. Не дай бог пропадет открепительный или что-то не правильно заполнят - надо будет акт составлять. К тому же, получение открепительного означает, что человека сразу же вычеркивают из списка избирателей на его участке", - поясняет он. С ним солидарен и Евгений Федин, член Союза Наблюдателей России.
Зато оставленный Мосгоризбиркомом альтернативный путь голосования не по месту прописки в плане подтасовок куда "перспективнее". "Можно пытаться включаться в список избирателей. Для этого нужно прийти в свой УИК не позднее, чем за три дня до голосования, и по заявлению проситься, чтобы человека включили", - объясняет Мищенко. "Не очень определенной" эту законодательную норму называет Мельконьянц.
"Здесь мы сталкиваемся с проблемами, что человека включают по заявлению на каком-то участке, а на родном участке его не исключают. Это двойной учет, и там могут быть фальсификации. С открепительными это практически невозможно - при его получении человека сразу же вычеркивают из списка избирателей на его участке. Поэтому реально с помощью открепительных много голосов не наворуешь", - уверен Мищенко.
Наблюдатель убежден, что отмена открепительных - это демонстративный жест власти. "Они сами понимают, что не это главная проблема на выборах", - констатирует Мищенко. По его мнению, куда более опасные источники махинаций на выборах - эти самые "трехдневники", карусели и непрозрачность списков избирателей.
Член Московской городской комиссии с правом совещательного голоса от Алексея Навального Андрей Бузин не исключает, что на этих выборах могут возникнуть разнообразные участки на местах временного пребывания граждан (больницы, дома отдыха и т. д.), которые тоже могут стать орудием подтасовок. "Это в первую очередь зависит от того, что покажут опросы перед днем голосования. Если будет опасность, и потребуется какое-то вмешательство администрации, незаконное, естественно, то, может быть, и будут образованы такие участки", - замечает он.
В свою очередь, для честных избирателей, желающих проголосовать не на своем участке, альтернативная схема "трехдневника", элементарно, менее удобна. "Есть люди, которые еще не знают, на каком участке окажутся. Например, наблюдательское объединение распределяет по участкам. Если это будет затягиваться, человек не будет в курсе, где ему подать свое заявление. Открепительное в этом смысле гораздо лучше — где оказался, там и проголосовал", - замечает наблюдатель.
Но это не единственные возможные сложности. "Я отслеживаю ситуацию, и могу сказать, что некоторые территориальные избирательные комиссии требуют обоснования у людей, которые желают взять открепительный. Закон говорит, что открепительные выдаются по письменному заявлению избирателей с указанием причин, при этом закон не регламентирует, что причина должна быть уважительной или нечто подобное", - рассказывает Федин.
"Я знаю, что наблюдатели, которые уже знают, что будут не на своем участке, сейчас пытаются в ТИКах получить открепительные, и им в этом пытаются отказывать. Говорят, что их нет, или: "Приходите позже", "Зачем это Вам нужно", - замечает Мищенко.
Пресс-секретарь Союза наблюдателей России Федор Богдановский сообщает, что к членам избирательных комиссий, которые приходят за открепительным, применяют свою тактику "отговаривания". "Заявляют, что дескать, у вас на участке будет создано как бы предприятие непрерывного цикла и вы проголосуете как бы по месту работы у себя на участке", - пересказывает Богдановский.
"У нас есть заявление председателя Московской городской комиссии Горбунова, который таким образом пожелал решить проблему с членами комиссий с правом решающего голоса", - поясняет Федин. Наблюдатель замечает, что, тем не менее, такой путь рискован: "Включение в списки на основании того, что человек является работником предприятия непрерывного цикла относится к компетенции собственно комиссии, и она может как согласиться, так и отказать, решив, что место его работы не является предприятием непрерывного цикла". Об опыте сомнительного использования нормы закона о "предприятиях непрерывного цикла" напоминает Мельконьянц.
Мищенко подчеркивает, что у людей, сталкивающихся с проблемами при получении открепительного, есть несколько путей: обращаться с жалобой в комиссию, которая не выдала открепительное, в вышестоящую комиссию или в прокуратуру.
Увеличить число открепительных и предотвратить "дефицит" предлагал Бузин. При этом ориентироваться можно было, в частности, на предыдущие выборы.
"Пусть они даже были федеральными и приезжали люди из других регионов, но их данные можно было учитывать. Тогда в Москве, если мне не изменяет память, 86 тысяч проголосовали по открепительным", - говорит Мищенко. Он уверен, что со всеми пересчетами, цифра должны была быть явно посредине между 10 и 80 тысячами. Мельконьянц уверен, что количество открепительных должно было быть не меньшим, чем на прошлых сходных кампаниях.
Эксперт "Голоса" не исключает, что под аккомпанемент упреков Мосизбикром примет определенные меры. "Не исключаю, что в последние возможные дни перед выборами, Мосгоризбирком примет какое-нибудь эпохальное решение о том, что придется в экстренном порядке допечатать энное количество открепительных удостоверений, скажем, 30 тысяч или сколько-то еще, и передать их в участковые избирательные комиссии", - говорит наблюдатель. В итоге эффект от всей шумной кампании вокруг открепительных может стать вовсе не таким, как рекламируют власти.
"Это такая ловушка, что нормальные, реальные заинтересованные в получении открепительных избиратели, не успеют этого сделать физически, а административно зависимые люди централизованно смогут получить эти документы. Тем самым, по сути, злоупотребить этим инструментом, как мы видели на прошлых компаниях, когда люди многократно голосовали по открепительным. Так что это бомба замедленного действия еще может взорваться ближе к выборам", - предполагает Мельконьянц.
Вы можете оставить свои комментарии здесь