В селе Еловое Красноярского края сгорел дом, погибли дети. Поскольку детей погибло много, создана спецкомиссия, которая будет расследовать причины трагедии. Она, конечно, продуктивно поработает и сделает соответствующие выводы.
Но я, никаким образом их не предваряя и не смея вмешиваться в деятельность специалистов, всего лишь хочу помочь и поделиться собственными выводами, сделанными вовсе без малейшей информации с места событий. Но все же имея но то некоторые основания.
А потом мы можем сравнить наши выводы. Вдруг в следующий раз (я три раза сплюнул, дабы не накаркать, но, к ужасу своему, осознаю, что следующий раз, и не один, неизбежен) не придется создавать целую комиссию, а будет достаточно позвонить любому пожилому строителю, типа меня, и он сразу все по-простому объяснит?
Мы сейчас оставим в стороне современные коттеджные поселки около крупных городов, где все популярнее становится деревянное домостроение с использованием новейших технологий и достаточно надежного, эффективного оборудования, в том числе и электрического, и противопожарного. Хотя и там есть масса своих проблем и сложностей с эксплуатацией, но они несколько другого рода и разговор о них отдельный.
Речь идет о подавляющем большинстве населенных пунктов, особенно деревень и сел, где основную часть составляют старые, то есть, не одно десятилетие назад построенные чисто деревянные дома. Или, даже если коробка кирпичная или пенобетонная, то все равно использовано большое количество деревянных конструкций на всех уровнях, от половых и межэтажных перекрытий до кровли.
Я сейчас не буду приводить никакой статистики. Прежде всего потому, что ее в принципе не существует и существовать не может, поскольку серьезным анализом состояния частного жилого фонда на этом уровне у нас никто не занимается. И технического, и как его части, противопожарного состояния. Так что тут любая цифра будет "от лукавого". Но я готов подтвердить свои слова рассмотрением населенного пункта по произвольному выбору. Можно на карте ткнуть пальцем в любую точку наугад и там найти все мною далее перечисленное.
Практически везде электропроводка сделана без профессионального проекта. С использованием изначально некачественных и давно устаревших приборов и материалов. Эксплуатируется без малейшего присмотра, профилактики и необходимого текущего ремонта. По сути находится повсеместно в аварийном состоянии.
При планировке домов никак не предусматривались схемы экстренной эвакуации, так же, как и при дальнейшем использовании. Проще говоря, через такую заклиненную оконную раму быстро не выпрыгнешь, через такую перекошенную дверь быстро не выбежишь, а все проходы захламлены и в прихожей, и на крыльце уже совсем непролазный бардак.
Никаких профилактических мер по противопожарной защите никогда не проводилось и не проводится. Конструкции специальными составами не пропитаны, материалы на горючесть не проверены, покрытия не сертифицированы, периодического контроля не существует.
Нигде нет элементарных средств оперативного пожаротушения. Не то, что внутри помещений, но и во дворах, и вообще в практической близости в большинстве мест отсутствуют пожарные краны. Об автоматических системах с датчиками, естественно, вовсе промолчим, но кто когда последний раз видел в деревенском доме обычный огнетушитель?
Кстати, наличие их в автомобилях гаишники почему-то проверяют, но для частных домов подобной службы не существует. К моему деревянному дому в пяти километрах от Москвы за более чем пятнадцать лет его существования не подошел ни один пожарный инспектор.
Это перечисление можно продолжать еще довольно долго. Но можно сказать и достаточно коротко, суть не изменится — подавляющее большинство домов в сельской местности у нас при малейшем возгорании представляет из себя смертельно опасные огненные ловушки. А причин для такого возгорания неизмеримо больше, чем шансов им не загореться.
И тут все-таки от одной ссылки не удержусь. По данным Центра пожарной статистики КТИФ (есть такая старейшая и авторитетнейшая международная ассоциация противопожарных и спасательных служб)
на 1 миллион населения в России при пожарах погибает более 100 человек, что в 6 раз больше, чем в США. При этом количество пожаров в год на 1 миллион человек по России составляет около 2000.
На самом деле, при нашей ситуации фантастически мало.
Понятно, что Бог любит Россию и делает, что может. Спасибо тебе, Господи.
И все-таки, меня во всей этой истории с погибшими под Красноярском детьми более всего поразило другое. Кроме просто специальной комиссии, там создана еще одна совсем уже специальная рабочая группа при Министерстве образования. Она будет выяснять "почему малолетние дети остались без попечения взрослых". Я так себе прямо и представил себе эту картину. Заходит в любой деревне эта группа, очень рабочая, в какой-нибудь дом, особенно на праздники, где народ отмечает какую-нибудь очередную дату чего-нибудь, и так грозно спрашивает сидящих за столом: "А у кого тут малолетние дети остались без попечения взрослых?!"
Интересно, полученный при этом ответ будет дословно зафиксирован в выводах комиссии совместно с рабочей группой?
И, наконец, как любой доклад на подобную тему, этот свой считаю необходимым заключить конкретными практическими предложениями. У меня оно, собственно, одно. На те деньги, что пойдут на работу всех комиссий и рабочих групп, сделать противопожарную пропитку домов, купить огнетушители и установить пожарные гидранты. На сколько денег хватит. И совести.
! Орфография и стилистика автора сохранены