В Госдуме рассматривается проект федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", внесенный Дмитрием Меведевым в рамках его инициатив по демократизации политической системы. Эта инициатива, в отличие от законопроекта, облегчающего создание политических партий, и законопроекта, возвращающего прямые выборы губернаторов, вызывает гораздо больше вопросов у экспертов и политиков.
В анонсах и пояснительной записке к законопроекту провозглашается вполне благородная цель — обеспечение равного представительства избирателей субъектов Российской Федерации в Государственной думе. С этой целью предполагается разбить Российскую Федерацию на 225 территориальных единиц и обеспечить при распределении мандатов между политическими партиями передачу не менее одного мандата партии, набравшей наибольшее число голосов по одному из территориальных единиц в каждом субъекте Федерации. Таким образом, по мысли разработчиков законопроекта, каждый субъект Федерации будет представлен в Думе хотя бы одним депутатом от какой-либо партии.
На первый взгляд идея может показаться хорошей. Но пояснительная записка к законопроекту не содержит ответа на простой вопрос, на каком положении Конституции РФ основывается эта идея.
Ответа нет, поскольку Конституция обеспечивает равенство субъектов Федерации в законодательном процессе через равное представительство в Совете Федерации. А на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления Конституция гарантирует равенство прав граждан избирать и быть избранными. Но в части обеспечения конституционных прав граждан избирать и быть избранными в Госдуму законопроект Медведева и действующий закон "О выборах депутатов Государственной Думы", мягко говоря, с Конституцией РФ не дружат.
В соответствии со статьей 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Статьей 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Следовательно, избирательное законодательство должно обеспечивать гражданам возможность реализовать свое право быть избранным по своему собственному волеизъявлению.
Однако законопроект и действующий закон не предоставляют такого права гражданам. Гражданин может быть выдвинут кандидатом в депутаты Государственной думы исключительно в списке кандидатов какой-либо политической партии, то есть решение за гражданина принимает руководящий орган политической партии, а не он сам.
Следовательно, предложенный законопроект, так же как и действующий закон, не обеспечивают непосредственное действие прав граждан быть избранными в Государственную думу и противоречат в этом статье 18 Конституции РФ.
Может показаться парадоксальным, но доказательства нарушения указанных положений Конституции содержатся в самом законопроекте и действующем законе. В каждом из них имеется статья, озаглавленная "Гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий". Очевидно, это означает, что если указанные в этих статьях гарантии не будут выполняться, то пассивное избирательное право граждан (право быть избранными) будет нарушено.
В чем же состоят эти так называемые гарантии? В том, что после назначения выборов в Государственную думу беспартийный гражданин может обратиться в региональное отделение любой политической партии с предложением включить его кандидатуру в список кандидатов от политической партии. При условии поддержки его кандидатуры не менее, чем 10 членами регионального отделения, конференция этого регионального отделения обязана рассмотреть его кандидатуру. Если конференция ее поддержит, то съезд политической партии должен будет рассмотреть эту кандидатуру наравне с иными кандидатурами, предложенными для включения в партийный список.
Легко видеть, что правовое содержание этих статей не соответствует цели, заявленной в их названиях, поскольку никакой гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, то есть гарантии включения беспартийных граждан в список кандидатов, не устанавливает. На самом деле дается лишь гарантия того, что при определенных условиях кандидатура гражданина, изъявившего желание воспользоваться своим конституционным правом, будет рассмотрена на съезде политической партии. Съезд партии может принять решение включить этого гражданина в список кандидатов или не включить. Таким образом, права граждан быть избранными в Государственную думу реализуются не непосредственно по их собственному волеизъявлению в соответствии со статьей 18 Конституции, а опосредованно решением другого субъекта — политической партии.
Что и требовалось доказать!
Такое положение означает, что индивидуальные конституционные права граждан быть избранными в Государственную думу в части выдвижения кандидатами в депутаты оказываются отчуждены в пользу политических партий, так как именно политические партии, а не сами граждане решают, будут ли они выдвинуты кандидатами в депутаты или нет, вправе ли они реализовать свое право (индивидуальное право конкретного гражданина!) быть избранными в Государственную думу или нет.
Такое положение противоречит положению статьи 17 Конституции РФ, установившей, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Возникает вполне резонный вопрос: «На каком основании политические партии приобрели статус субъектов избирательного права?» Ведь в Конституции РФ политические партии вообще не упоминаются. Действительно, политические партии не упоминаются в Конституции РФ ни в качестве субъектов избирательного права, ни каком-либо другом качестве. Конституция ничем не выделяет политические партии среди объединений граждан.
Вместе с тем Конституция РФ гарантирует политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, равенство прав граждан независимо от их убеждений и принадлежности к общественным объединениям, право граждан на объединение, равенство общественных объединений перед законом, свободу их деятельности (статьи 13, 19, 30).
Следовательно, граждане, объединяясь в общественные объединения, в том числе в политические партии, вправе на добровольной основе совместно реализовать свои конституционные права. Точно так же, как граждане вправе совместно реализовать право частной собственности, объединяясь в кооперативы или хозяйственные общества. Однако при этом законодатель, регулируя совместную реализацию гражданами конституционных прав, не должен ущемлять или полностью блокировать возможность осуществления гражданами своих индивидуальных прав самостоятельно. У гражданина должно оставаться право выбора между коллективной и индивидуальной реализацией своего права. Как видим, законопроект Медведева и действующий закон лишают граждан права такого выбора, что ведет к нарушению еще ряда конституционных положений.
Законопроектом и действующим законом граждане РФ на выборах в представительные органы власти* делятся на две далеко не равные части — на состоящих в политических партиях и на беспартийных. При этом беспартийные граждане, составляющие подавляющее большинство граждан Российской Федерации, оказываются в неравном правовом положении по сравнению с членами политических партий.
Частью 2 статьи 6 Конституции РФ установлено, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами. Статья 19 гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и принадлежности к общественным объединениям. Однако законопроект и действующий закон предоставляют членам политических партий исключительное право решать, какой гражданин может реализовать свое конституционное право быть избранным в Государственную думу, а какой — нет, что противоречит указанным положениям Конституции РФ.
Конституция РФ также гарантирует право граждан на объединение, свободу деятельности общественных объединений и равенство общественных объединений перед законом (статьи 13 и 30). Вместе с тем Конституция РФ не упоминает политические партии в качестве особого вида общественных объединений, имеющих большие или меньшие права и свободу деятельности по сравнению с иными общественными объединениями. Таким образом, законопроект и действующий закон вводят также неравенство прав граждан, состоящих в общественных объединениях, не являющихся политическими партиями, по отношению к гражданам, состоящим в политических партиях.
Законопроект и действующий закон фактически принуждают беспартийных граждан либо отказаться от своих убеждений и принять на себя ответственность и обязательства по реализации целей, программ и идеологии политической партии, либо отказаться от реализации своего конституционного права быть избранным в Государственную думу.
Между тем часть 3 статьи 29 Конституции РФ запрещает принуждение граждан к отказу от своих убеждений. Статья 3 Конституции РФ определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации оказываются лишены не только права непосредственно по собственному волеизъявлению реализовать свои конституционные права быть избранными в Государственную думу, но и лишены права реализовать свой суверенитет, выступать источником власти и осуществлять свою власть через избрание в Думу, в законодательные органы субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований граждан, не разделяющих цели, программы и идеологию политических партий.
Видя такое число нарушений прав и свобод граждан, у читателя может возникнуть вопрос: «А как же все это соотносится с выборами в парламенты развитых демократических стран, в которых также применяется пропорциональная избирательная система по партийным спискам?»
Ответ на этот вопрос содержит два аспекта — конституционно-правовой и политический.
С конституционно-правовой точки зрения все зависит от конституционных положений той или иной страны. В конституциях многих стран непосредственно устанавливаются основные положения, регулирующие порядок избрания членов парламента. В других, напротив, порядок избрания представительных органов власти и соответствующие права граждан никак не регулируются. В любом случае никаких противоречий законов, регулирующих порядок проведения выборов, конституционным актам нет и не может быть. Правовое государство в любой демократической стране начинается со строгого и неуклонного соблюдения конституционных актов.
Например, права и свободы человека и гражданина в форме, наиболее близкой к российской Конституции, регулируются в Конституции Германии. Однако, в отличие от российской Конституции, права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Конституции Германии не входят в перечень прав и свобод человека и гражданина, определенных как действующие непосредственно. Выборы в Бундестаг осуществляются по избирательным округам и по земельным партийным спискам. Причем по земельным партийным спискам избирается 259 депутатов, а остальные 259 депутатов избираются по избирательным округам. По избирательным округам кандидаты могут выдвигаться как партиями, так и избирателями. Для выдвижения кандидата избирателями требуется всего 200 подписей избирателей. Собрать двести подписей не составляет большого труда любому вменяемому политически и общественно активному гражданину, заслужившему признание своих сограждан. Следовательно, граждане Германии независимо от их партийной принадлежности могут реализовать свое право быть избранными в Бундестаг и быть выдвинутыми кандидатами в депутаты без всяких ограничений, хотя это их право и не отнесено Конституцией Германии к непосредственно действующим правам!
С политической точки зрения следует иметь в виду, что избирательные системы в разных странах формировались в процессе их политического развития и отражают исторические особенности этих стран. В развитых демократических странах помимо политических партий на общественно-политическую жизнь оказывают влияние профсоюзы, гражданские объединения, наконец, СМИ. К тому же европейские страны с разной скоростью исторического процесса пришли к современным формам демократии. С этой точки зрения следует отметить, что Владимир Путин прервал естественное развитие политической системы в России. Политическая активность во всех формах подавляется. Открытая политическая жизнь заменена так называемой суверенной демократией, означающей тотальный контроль над всеми политическими процессами из Кремля.
Одной из основных составляющих "суверенной демократии" стало избирательное законодательство, отстраняющее от выборов в представительные органы власти большинство граждан Российской Федерации. Однако два избирательных цикла в Государственную думу, проведенных исключительно по пропорциональной системе, показывают, что эта система исчерпала себя и уже не способствует достижению целей, поставленных при ее внедрении.
Если оценивать открыто провозглашенную при ее формировании цель — формирование и развитие многопартийной системы, подразумевавшей создание в лице "Единой России" центристской партии, которая могла бы стать политическим фундаментом развития рыночной экономики и социального государства по примеру центристских партий в современной Германии и Франции, следует признать, что эта затея провалилась. Причина в том, что в Европе центристские партии опираются на соответствующие социальные классы и слои общества, а "Единая Россия" опирается исключительно на бюрократию и бизнес-элиту, которых при этом "загоняют" в партию по принуждению.
Совершенно ясно, что сохранение такой политической системы в условиях формирования нового поколения общественно активных граждан будет только усиливать политическую напряженность в обществе. Да и как можно рассчитывать на становление правового государства, справедливого и независимого суда, подавление разлагающей общество коррупции, если политическая структура общества начинается с нарушения Конституции?
* Действующим избирательным законодательством также допускается избрание исключительно по партийным спискам депутатов законодательных собраний субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Вы можете оставить свои комментарии здесь